Об устремлении.
Для начала скажем о том, как это важно. Дело в том, что когда человек открывает для себя психомир и начинает овладевать психотехникой, то некоторые его качества становятся вполне ощутимыми, реальными энергиями, которыми он пользуется. Вот смотрите. Для того, чтобы взять кружку со стола, вы пользуетесь рукой. Вы пользуетесь ею потому, что она у вас есть. Если бы у вас не было руки, вы бы не смогли это сделать.То же самое в психомире: для того, чтобы иметь свою жизнь в психомире; для того, чтобы как-то реально в нём действовать, необходимо иметь органы действия в нём. Но, если руки-ноги нам даются при рождении, как и глаза и уши, то для того, чтобы существовать в психомире, эти органы не даются нам априори, их нужно взращивать. Поэтому сначала идёт Этика, потом – Йога. Посредством Этики мы взращиваем рудименты тех органов, которыми мы будем пользоваться в будущем.
Например, качество преданности Иерархии в психомире превращается или трансформируется в качество неуязвимости или непобедимости. То есть, если человек при жизни здесь научился быть абсолютно преданным, абсолютно доверяющим своему Руководителю, то он становится в психомире неуязвимым.
Качество любви к Иерарху делает сердце неофита солнцеподобным, и он развеивает полчища своих заблуждений легко и непринуждённо и овладевает Истиной. Таким образом, любящее сердце ученика можно сравнить с мощным лучом света, и всякое заблуждение, которое попадает в луч этого света, тут же уничтожается, поэтому его можно сравнить с мечом. Чуткость к явлениям Космического Магнита рождается из Гармонии, которую человек взращивает в своём сердце. Это можно сравнить со слухом. Если человек не научился видеть Гармонию, ценить Красоту и ощущать гармонию и дисгармонию буквально всей поверхностью своего духовного тела, то понять веление Космического Магнита он не сможет никогда. Из ощущения Гармонии или из сродства к Гармонии рождается постижение Космического Магнита.
Много есть качеств человека, которые пережигаются в божественные, а божественные становятся вполне реальными инструментами в постижении и действии в мире надземном. Одним из них, можно сказать - самым грандиозным, является устремление. Именно потому, что взрощенное правильно устремление в Надземных мирах создаёт очень большие следствия, поэтому им так трудно овладеть здесь. Устремление - это своего рода мост над пропастью. Важно понимать, что стихии овладеваются устремлением; что чем более человек склонен к устремлению, вернее - чем более он устремлён, тем более высокие элементалы стихий становятся ему подчинены. Малые духи природы могут быть подвластны простому факиру, но высокие царствующие элементалы, даже представить которые человеческое сознание не может, подчиняются лишь устремлённому духу. Токи пространственного огня состоят из тел элементалов, и для того, чтобы научиться овладевать грандиозными высочайшими энергиями, которые и есть элементалы, и направлять их фокусом своей мысли, для этого необходимо быть устремлённым. Не устремлённому это не дастся никогда. Поэтому давайте ещё раз поговорим о том, что такое устремление для вас: как вы его взращиваете , как вы его понимаете, что оно есть в вашей жизни; как вы считаете, хватает ли вам вашего устремления или не хватает; что вы думаете делать для того, чтобы устремление развить. И после мы поговорим о способах формирования устремления и об этапах устремления: на каком этапе что свершается, то есть каким этапам устремления какие внешние феноменальные проявления соответствуют; как можно определить, на каком этапе устремления находится человек, какие уроки ему необходимо выучить, и что ему необходимо делать для того, чтобы продвигаться в этом выше.
Из ста тысяч людей, взявших в руки книгу Агни – йоги, десять тысяч будут любить её. Будут ли они устремлены? Можно говорить о двух типах устремления.
Один тип устремления - это устремление к желаемому: когда человек чего-то желает, он к этому устремляется. В тот момент он может любить его, но в тот момент, когда он получает желаемое, его устремление гаснет, как правило.
Есть другой тип устремления. Это устремление непрестанное, подспудное. Бывают долины, питаемые гейзерами; есть долины, которые имеют всегда тёплую почву. Мы не видим источника этого тепла, но знаем, что он где-то в глубине.
Утверждается Агни -Йогой, что в глубине сознания может родиться устремление, питаемое каким-то совершенно иным светом, и это устремление будет неугасимое. Агни – йога утверждает, что для обычного, не устремлённого человека самый лучший способ устремиться - это быть помещённым в условия, где, во-первых, он будет полностью загружен, и у него не будет ни секунды свободного времени, он будет постоянно чем-то занят, будет только время на сон и еду. Во-вторых, чтоб это было сопряжено с опасностью для жизни. Агни – йога утверждает, что полная занятость и опасность для жизни являет собой ту гремучую смесь, которая разжигает силы устремления в сознании. Это является топливом для устремления, причём оно создаёт такой ритм, что, даже когда загруженность и опасность проходят, устремление все равно остаётся. Так устремляют малых духов, то есть тех людей, которые в глубине своего сознания не являются чем-то грандиозным. В другом месте Агни – йога утверждает, что бывают люди с молодыми душами и со старыми душами. Те, которые молодые, устремляются достаточно легко, но не имеют достаточных накоплений и не имеют распознавания, но устремляются легко. Однако, не имея распознавания, они часто устремляются не в ту сторону. Существуют старые души, которые имеют распознавание, потому что имеют накопления. Но механизм их, этих старых духов, таков, что эти накопления становятся как бы грузом на их плечах, что мешает им устремится и поэтому, распознавая и зная, они не устремляются. Потому для первого типа людей с молодыми душами необходимо дать чёткий маяк, к чему стремиться. Для второго типа людей необходимо создать условия, в которых они должны совершить подвиг. Первый тип людей, получив маяк для своего устремления, четкие координаты, будут стремиться верно. Второй тип людей, совершив подвиг, тем самым воспламенится и будет устремляться уже непрестанно – так говорит Учение. Что является правильным ориентиром для молодых духов и что является условиями для создания подвига для старых духов. Правильным ориентиром для молодых духов будет мысль, которую они вместят. Требуется проявить максимум терпения, максимум усидчивости для того, чтобы он, множество раз повторяя прописные истины молодому и глупому, однажды всё-таки вдолбил бы в голову хотя бы одну реальную мысль, - мысль, относящуюся к реальности. Почувствовав её вкус, запах и цвет, осознав её и ощутив её, молодой дух поймёт, что реальность совершенно отличается от действительности хотя бы в первом приближении, и Великая Реальность будет притягивать его, как сильнейший магнит, - так родится его устремление. Когда старый дух совершит подвиг, то отбросит прочь размышления о своих накоплениях и, возмутившись духом против своего застоя, поймёт, что лишь стремление - жизнь. Что является правильным ориентиром для молодого духа? Это мысль о Реальности. Сокровенное сосредоточение йогина привлекает к нему пространственные мысли. Пространственные мысли и есть голос Истины, слово Истины. Когда, отринув все внешние проявления, парализовав свой ум, йогин сосредотачивается на пространственной мысли и слышит, и знает её, и живёт в самом сердце её, то каждое его слово, произнесённое в таком состоянии, является словом Истины. Когда молодой дух слушает йогина или читает то, что написано или сказано йогином в таком сосредоточенном состоянии, он (молодой дух) не понимает, что это слово Истины, но старый дух это понимает. Поэтому, чтобы прободать кору неведения и невежества молодого духа и кору самонадеянности и самомнения старого духа, йогину требуется очень много терпения. Не следует ожидать, что йогин сможет прободать кору всех, но кого-то он зацепит; а потому для успеха деятельности йогина в миру требуется доверие народа к йогинам. Это как необходимое условие как звено огненной машины. Когда народ будет доверять йогам, то, даже не понимая, он тем не менее будет слушать их, внемлить и пытаться понять, и тогда многие множества могут обернуться к Истине. Так рождаются многие эволюционные сдвиги. Так народы обращаются к Истине и сбрасывают с себя шелуху прежних омертвелых тканей в сознании. Так происходит эволюция духа. Так йогин может поменять жизнь целых континентов. Так это описывает Агни – йога. Если посмотреть на нашу планету из межзвёздного пространства духовным зрением, то можно увидеть, что на высоте стратосферы нашу планету окутывает некая кора, которая крепче кремния и не пропускает тончайшие, благодетельные энергии Дальних миров на нашу планету. Будучи окутана в такой шлейф, в такую кору, наша планета задыхается. Закон гласит: энергетически замкнутая система ведёт к самоуничтожению, и наша планета идёт к самоуничтожению. Для того, чтобы не уничтоженными быть, но эволюционировать, необходимо разбить эту кору, необходимо прободать её Зовами к высшим устремлениям. А потому каждый Зов к высшему устремлению, к высшим понятиям является спасителем человечества и нашей планеты, является благодетелем для всех нас. Люди, когда живут плохо, желают жить лучше; те, которые живут хорошо, желают жить ещё лучше. Люди не понимают, что лучшая жизнь заключается в кооперации и сотрудничестве с Высшими и Дальними Мирами. Для осуществления этой кооперации и сотрудничества, необходимо пробадывать эту кору, образовавшуюся вокруг нашей планеты Зовами устремления. А потому можно сказать, что зовы устремления являются спасителями нашей планеты, спасителями человечества и улучшателями нашей жизни. Всё, что ведёт к совершенствованию, к улучшению жизни, должно приветствоваться. Для того и существуют Зовы устремления. Есть очень хорошее письмо Маха-Чохана, в котором Он говорит, что человечество разделяется на две части. Первая часть - это правящие классы, которые задают основной тон. Они в своём разложении сознания приходят постепенно к жажде самоуничтожения, не желая совершенствовать себя, не желая совершенствовать окружающее. Они прожигают свои дни, желая быть уничтоженными в конечном итоге.
Вторая часть человечества, невежественная и необученная, глядя на них, делает то же самое.
А потому задача теософии научить правящие классы эволюции, любви к Истине, любви к устремлению и тем самым отвернуть большую часть человечества от самоуничтожения в сторону самоусовершенствания. Поэтому то, что многие люди не хотят ничего ускорять, ничего менять, - это следствие христианской заразы, следствие порабощения сознания людей христианской идеологией. На самом деле, желание жить одним днём, взять от этого дня всё, что можно от этого взять, потому что следующего дня уже не будет, потому что кармы нет, перевоплощений нет, - это то, что было внедрено в сознание нынешней цивилизации христианской моралью. Умалчивание закона перевоплощения, закона кармы в христианстве привело к тому, что мораль людей оказалась отравленной жаждой наживы сегодняшнего дня. Люди живут одним днём, и это приводит их на край самоуничтожения. Насытившись сегодняшним днём, они не желают дня завтрашнего. Есть люди, которые работают на работе и не за зарплату мечут идеи. А есть люди, которые просто живут. Все не могут метать идеи за просто так. У них нет такой природы. Они просто живут. Поэтому в Письмах Махатм говорится о том, что все люди подразделяются на две категории: одни - это те, которые тёплые, другие – те, которые холодные или горячие.
Утверждается, что эволюцию делают холодные или горячие, а тёплые её не делают. Платон называл их грузом каменных сердец: если человек ни к чему не стремится - ни ко злу, ни к добру,- то есть, в нём нет стремления, то этот человек тёпл, и он является тем, кто обречён на уничтожение. Утверждается, что природа может двигать лишь теми, кто устремлены - либо к добру , либо к злу, - то есть, к одному из двух полюсов. Те же, кто не устремлены ни туда, ни сюда (кому тепло, уютно, сытно и спокойно), будут уничтожены раньше всех, потому что природе не нужен груз каменных сердец.
Надо понять правильно: человек, которому ничего не нужно, который ни к чему не стремится, в душе которого не горит огонь, во-первых - не выживет, во-вторых - не будет эволюционировать. Человек эволюционирует только огнём. Огнем, который горит в его душе. Если у человека в душе не горит, а тлеет, то он не нужен эволюции. Он будет уничтожен. Поэтому задача Махатм будить сердца человеческие, заставлять их к чему-то стремиться. …Достигнут того берега единицы. «Что будет с остальными?» - спрашивает его Синнетт.
КХ отвечает: Представьте себе: корабль тонет, люди прыгают за борт. Представьте себе, что на корабле для каждого человека есть спасательный круг. Представьте себе, что команда выкинула эти спасательные круги и кричит людям: «Ловите!» Кто-то ловит, кто-то нет. Что в итоге? Те несколько человек, которые поймали спасательные круги, приплывут к берегу вместе с ними; те люди, которые не поймали, они утонут, но их спасательные круги приплывут к этому же берегу, только - пустые.
Что происходит с нашей эволюцией. Изначально Атма-Буддхи, то есть Монада, приходит сюда, как спасательный круг, для того, чтоб поймать своего ловца - Манас. Манас барахтается , он пытается за неё (монаду) зацепиться (или не пытается – по-разному получается), но в конце концов на тот берег конечного освобождения в седьмом круге возвращаются все спасательные круги, все монады, и только единицы из них возвращаются со своими пловцами. Остальные так и не смогли спастись. Поэтому доктрина о спасении, которая так громко провозглашается христианами, но совершенно ими не понята, заключается совсем в другом. Христиане утверждают, что каждый человек, который обратился к Христу и стал христианином, он уже спасён. Буддисты утверждают, что мало быть крещённым для того, чтобы быть спасённым. Теософы утверждают, что для того, чтобы достичь конечного освобождения и быть спасённым, необходимо развить в себе интуитивное проникновение или распознавание. Спасшимся можно назвать человека, который развил в себе духовную интуицию. Без духовной интуиции человек мёртв. Поэтому развитие духовной интуиции, или распознавания, расширение сознания, утончение мышления - это и есть спасение. То есть то, что будет гарантировать человеку, что он не утонет. Таких всегда будут единицы.
Вот теперь представим себе, что происходит дальше…В этой жизни они не достигли распознавания, в следующей жизни; проходит определённое количество жизней. Если за это время человек не разовьёт в себе распознавания, то будет уничтожен, как ненужные отбросы. И вот таких вот выбракованных, уничтоженных - 90 процентов, а может и больше. Поэтому, когда человек говорит: «я нормально развиваюсь, эволюционирую», - это говорит лишь о том, что он не нормально развивается и не эволюционирует, потому что, если бы в нём было распознавание, он горел бы жаждой к Истине. Только такие горящие нужны: нужно, чтоб в человеке был огонь - или чёрный, или светлый. Если в человеке чёрный огонь, то рано или поздно его можно трансформировать. Если в человеке светлый огонь, то его можно вести. Если в человеке нет огня, то с ним ничего не сделаешь.
Как об этом Великий Владыка сказал: «Берусь из зарослей сделать прекрасный лес, но камень, полированный униженными лбами, зерна не родит.»
Поэтому человек должен явить какую-то энергию, он должен явить какое-то стремление, он должен рвать и метать, он может отрицать или он может принимать, но он должен что-то делать. Если он просто будет сидеть и говорить: «мне тепло, уютно, сытно, и мухи не кусают», - это значит, что он подписал контракт на своё уничтожение. Такова истинная реальность. Люди этого не понимают. Сейчас на нашей Земле воплощены люди, имеющие как бы отсталое происхождение. Более духовные, более совершенные ещё не воплощаются, их время ещё не пришло, но придёт . Я смотрю на этих людей, которые больше всего желают наживы и денег и обманывают брата своего, и понимаю, почему прежний Ригден сказал:
«И бедной голубке Истине негде дать отдохновения своим усталым ножкам.»
Истина - это то, что спасает. Стремление к Истине - это то, что спасает. Непонимание Истины и не стремление к ней - это то, что губит. Поэтому научиться понимать голос Истины, стремиться к Ней и желать Ее есть спасение Души; непонимание голоса Истины, нестремление к Ней есть уничтожение Души. Опять вопрос:
Неужели, если человек не услышал голос Истины, то в следующей жизни ему никто и ничего не поможет?
Ответ банален и прост. Вспомните, что Христос говорил смоковнице, которая один раз не зацвела, второй раз не зацвела, потом она засохла: всему даётся свой срок. Каждому даётся свой срок испытаний, и если к этому времени человек не подошёл, то - всё. Я могу точно и с уверенностью сказать, что, если в жизни человека встретится другой человек, владеющий распознаванием, то это значит, что для этого человека время его испытаний пришло.
Вот сидят двое. Один - владеющий распознаванием, другой - не владеющий, но, наверно, где-то близок к тому. Владеющий распознаванием являет тон Истины, он говорит про Истину, зная её. Другой слушает его, слушает голос Истины и приемлет или не приемлет. Что это значит? Это означает, что не владеющий распознаванием подошёл к некой отправной точке, к некоему испытанию, к некому барьеру. Такой барьер происходит так или иначе в жизни практически каждого человека. Если он испытаний не выдержал и Истиной не восхитился, то он не годен. Как об этом сказал Великий Владыка:
«Могу привести пример, когда человек отринул Зов из-за миски похлёбки.»
Бывает и такое убожество. Нынешнее человечество являет апогей убожества мысли, апогей убожества Духа. Такого, я думаю, не было никогда вообще. Даже во времена Атлантиды люди боролись и сражались. Здесь же просто тихо погибают. Это не нормально, такого не должно быть. Я понимаю, что нынешняя система религиозно-философская приводит к усыплению духа, к уничтожению его. Этот век должен быстро закончиться, иначе количество живых трупов будет лишь увеличиваться в процентном соотношении к общему числу живущих. Это не эволюционно.
Поэтому, как разбудить Дух человеческий? В книге «Огненный опыт» описывается, и Владыка обьясняет ЕИР, что самый лучший пробудитель духа человеческого - это катаклизмы и войны, когда люди страшно страдают; когда понимают, что они всё потеряли, дух начинает пробуждаться. Но дальше он говорит, что можно пробудить дух мечом, клинком, войной, катаклизмами, но зачем разрушать цивилизацию, зачем повторять участь Атлантиды если можно просто обратиться вверх?!
В другом месте Агни Йоги говорится:
Когда настанут катаклизмы, люди будут приходить к вам за Учением, но не цените их, они пришли от отчаяния. У тех, кто в неспокойный год, потеряв всё, приходят к вам от отчаяния, Дух конечно же пробудился, но пробудился он, как вопль к спасению. Они не станут сотрудниками, это не ценный материал. Ценны те, кто в спокойный год, пребывая в благоденствии, услышали голос Духа и оставили своё благоденствие ради Истины. Тех принимайте, те будут Сотрудниками.
Печально это всё…
Утверждается, что сила устремления пропорциональна силе духа, и когда человек начинает открывать для себя психомир и психотехнику, овладевать ею, то сила его устремления является тем, что определяет его духовные достижения.
На самом деле, сила и степень Адепта прямо пропорциональна силе его устремлённости. Ведь что являет собой Адепт, а особенно - Архат? Он являет собой победу над стихиями в вечной битве между Теосом и Хаосом. Но что такое сущность стихий? Это устремлённость. Чем может овладеть Архат? Стихией. Степенью своего устремлёния, которая больше, чем у стихий. Когда Архат своим большим устремлением покрывает меньшую устремленность стихий, то они подчиняются ему. Таким образом, устремление является оружием в битве.
Мы говорим о целом списке того, к чему устремляться: к Иерархии в целом, к Космическому Магниту, к своему Учителю, устремляться к Учению, к будущему, к лучшему качеству жизни, к подвигу и т. д., и т.д., и т.д. Устремлений может быть много разных, и нельзя говорить, что устремление рождает из себя какое- то одно из этих видов устремлений. Можно понимать, что эти различные виды устремленности выходят из одного единого устремления Духа. Нельзя сказать, что дух устремлён к чему-то. Он просто устремлён. Например, летит на небе самолёт. К чему он летит? Он летит из Парижа в Москву. Но потом, когда он долетит до Москвы, он полетит дальше. Таким образом, нельзя говорить о том, что его устремление заканчивается Москвою: сущность его есть движение. Интересная философия была у древних греков.
«Мы видим солнце», - говорили они, - «потому что в нашем глазу есть зачаток солнца. В нашем глазу есть сродство к солнцу, поэтому мы видим солнце. Если бы в нас не было сродства к солнцу, мы бы солнца не увидели».
Так и здесь. Понять сущность устремления может тот, в ком есть зачаток устремления; в ком нет зачатка устремления, понять сущность устремления не сможет. Что такое зачаток устремления? Это есть зачаток Огня. Это есть уже сущность распознавания. Распознающий всегда устремлён, устремлённый всегда распознаёт.
Есть, как мы говорили, старые духи, коих немного, которые много раз воплощаются, и уже многого достигли; но они настолько устали от этой жизни, настолько находятся под спудом ее, что они не устремлены. Подвиг воспламеняет их, и они устремляются тут же, как стрелы. Этот понятно. Бесполезно говорить людям, не любящим устремление, о том, что нужно устремляться, потому что устремление - это эволюционно важная единица.
Вот давайте мы скажем лётчикам: летите! На чём лететь? На самолётах. Без самолётов лётчики уже не лётчики, а просто люди. Вот скажем всадникам: скачите. На чём скакать? Если нет лошадей, то без лошадей всадники - всего лишь люди-пешеходы.
Так и здесь: вот скажем – устремляйтесь. Если нет в вас сущности устремления, и не устремлены вы, то вы лишь обычная серая будничная масса. Устремлённые же вы становитесь, как устремлённые искры, как солнечные лучи. Так можно сказать людям. Но поймут ли они?
Поэтому Великий Владыка и говорит: для того, чтоб пробудить дух человеческий, чтобы он устремился (пробуждение духа есть устремление; знак равенства между ними), для этого нужны катаклизмы, войны, страдания...
Если в человеке есть огонь устремленности, то он полюбит и устремленность к познанию, и устремленность к совершенствованию…
Есть понятие пробужденного духа: "Кто голос духа своего услышит, тот над бездною вознесётся". Утверждается, что человек, пробудившийся духом, становится человеком сразу уже устремленным. То есть, голос духа человека пробуждает его.
Если дух пробужден, то он устремлён. Утверждается, как лучше устремить людей: это пробудить их дух…
Давайте сравним устремление с музыкой. Если музыка играет, то мы её слышим; если не играет, мы можем её вспоминать или не вспоминать… Пока мы сосредотачиваемся на воспоминании о музыке, то мы ее как бы воспринимаем; когда мы отвлекаемся, забываем о ней, то мы уже не воспринимаем музыку, которую не слышим. Но если музыка будет постоянной, то мы её будем слышать всё время.
Так и устремление. Существует два этапа.
Первый этап - это когда устремление насильственно развивается нами, но его в нас нет: когда мы вспоминаем о нём, оно у нас появляется, либо мы горим идеей, и оно у нас появляется; либо когда мы отвлекаемся от идеи или мы забываем о том, что устремление нужно в себе развивать, то в нас оно пропадает.
Второй этап - это когда сокровенная дисциплина подавляет астрал, который подавляет устремление, и тогда устремление всегда живёт в нас. Оно как музыка, которая всегда играет. Чем бы мы ни занимались: ели, пили, работали, увлекались чем-то - без разницы. Если сокровенная воля набрасывает узду на все наши чувства, то устремление в нас есть в любую секунду, даже во сне. Поэтому человек, пока он не развил в себе устремления, пока он не почувствовал, что такое узда духа, пока она не легла на него постоянно, должен всеми силами в себе это воспитывать. Давайте сопряжем сокровенную дисциплину и узду духа и устремление. Когда дисциплина в человеческой жизни есть, она приводит его к Серебряной Узде Духа, потому что, если в одной пробирке соединить два элемента: один - это истинного Наставника, Сангху и обучение – раз, и дисциплину в каждую секунду своей жизни – два, то от этого рождается Серебряная Узда Духа как новый элемент. Родившись, Серебряная Узда Духа будет причиной и основанием для постоянного устремления. Поэтому, друзья, если желаете быть непрестанно устремлёнными, давайте сделаем так, чтобы дисциплина напитала каждый момент вашей жизни, и давайте проходить обучение в Сангхе под руководством Наставника. Вот такой рецепт. Именно музыка, которая играет внутри. Так и Серебряная Узда Духа, когда Она появляется внутри человека, Она никуда не исчезает. В любую секунду жизни он ощущает Её, как некий мощный стержень, который постоянно присутствует внутри него, и в каждую секунду жизни он о нём уже не забывает. Этот стержень он осознаёт непрестанно. Это называется Серебрянная Узда Духа. Это то, что каждый должен взрастить в себе. Вообще, в Агни Йоге утверждается, что пока человек не взрастил в себе такую сокровенную дисциплину, пока узда духа не наброшена на все его чувства и качества, до тех пор к Обучению он не допускается. Для того чтобы взрастить в себе дисциплину духа, надо избавиться от привязанностей, полюбить её и много-много-много работать над своим устремлением. Рано или поздно получиться.
Итак, первый тип устремления для начинающих - это когда ты взращиваешь в себе устремление. Когда же Серебряная Узда Духа наброшена на чувства, то устремление уже толкает тебя. Ты уже его взрастил, и теперь эта сила, которая взращена тобою, работает на тебя, толкает тебя, как поршень.
Получается как бы колесо устремления…Вот здесь оно начинает работать.
Третий этап - когда человек слышит Зов. Тогда не просто поршень толкает его, а Зов - это когда крылья непреложно несут: для человека меркнет вся его жизнь, и вообще перестаёт всё существовать. Его сознание само по себе всё время занято устремлением, чем бы он ни занимался.
Представьте себе предмет, который тяжелее воды: как бы его ни вытаскивали из воды, только вы его отпускаете, он опять уйдет под воду. Представьте себе предмет, который легче воды: сколько бы вы ни погружали его в воду, он все равно будет выталкиваем водой, как только вы прекратите свои усилия. Человек, который не знает, что такое устремление, должен постоянно вытаскивать себя: он как бы тяжелее воды, он будет постоянно толкать себя вверх. Человек, который узнал, что такое сокровенная воля, он будет подобен предмету, который легче воды, - он будет всегда толкаться вверх. Человек же, который услышал, что такое Зов, будет подобен птице, которая летит и не касается воды вообще.
Три: одна - до Узды Духа, вторая – после Узды Духа, и третья – после Зова. Можно сказать, что Зов дает человеку как бы новое дыхание, новое устремление. Для каждой из этих трёх ступеней Зова существует отношение Иерархии. К первым Иерархия относится с снисхождением и улыбкой, ко вторым Она относиться серьёзно, третьих же Она сама позвала.
Зов Иерархии - совершенно особое качество, совершенно особое, я даже не знаю, какими словами это объяснить, надо долго думать. Попробую когда-нибудь…Во всяком случае, вы должны это знать.
Таким образом, если спросить начинающего неофита: «Что желаешь ты?», - он должен сказать:
«Желаю быть непрестанно устремлённым.»
Когда спросить его: «Каким образом желаешь достичь этого?»
«Желаю понять, что такое Серебряная Узда Духа».
«Как поймёшь её?»
«Дисциплиной, дисциплиной каждого момента жизни».
Интересно, что в Агни Йоге Великий Владыка утверждает, что йога и йогизм в жизни человека воспитывается каждый день. То есть, нельзя научить йоге, нельзя привить йогу, потому что человек сам воспитывает её, и йогизм проникает в его жизнь каждый день, - по мере того, как человек приближается к этому. Так и дисциплина: она должна идти от самых простых вещей.
В принципе, самый лучший способ дисциплины - это труд, поэтому Карма Йога как Йога Труда приводит человека к этому. С другой стороны, когда человек достигает Серебрянной узды Духа и становиться Бхикшу, то можно спросить его:
- Чего желаешь больше всего ты?
Он должен сказать:
- Больше всего желаю услышать Зов и стать огненно-устремлённым.
Сначала рождается распознавание, а потом устремление, не наоборот. Все мы здесь сидим распознающие, каждый владеет распознаванием в той или иной степени. Я это подтверждаю как наставник, но устремление - это проблема для каждого из нас. Быть постоянно устремлённым, постоянно находиться в движении, - далеко не все этого достигли. Сначала приходит распознавание, потом устремление. Устремление - это как более высокая фаза слияния с духом.
Как об этом сказано: человек может стать Наместником богов или Аватаром. Но прежде, чем стать Аватаром, он должен стать Авакара – огненно-устремлённым. Так говорит Агни Йога.