|
Описание картины Н.К. Рериха «Оттуда»
Картина Н.К.Рериха «Оттуда», написанная в 1936-1937 годах, относится к Алтайскому циклу картин художника. За время пребывания на алтайской земле Рерихом было создано немало работ, однако, многие из них были в стадии эскизов, этюдов и лишь гораздо позже художник заканчивал их. Так было и с вышеназванной картиной. Н.К.Рерих с экспедицией прибыл в с.Верхний Уймон в августе 1926 г. и пробыл там около месяца. Уймонские старожилы рассказывали, что Рерих ежедневно выезжал на лошади в горы, на этюды; он никогда не расставался с мольбертом, рисовал и на выездах, и дома; в его комнате в доме Атамановых все стены были увешаны картинами и этюдами окрестных гор. Картина «Оттуда» не сразу понятна неискушённому зрителю : на переднем плане изображён быстрый, бурный горный поток воды, через который перекинут даже не мостик, а просто узкая доска. По ней , из глубины гор, идёт высокая женщина в светлых одеждах. На ближнем берегу её ожидает молодая алтайская девушка. Сюжетом для картины послужила легенда о Беловодье, очень известная на Алтае. На картине изображена «беловодская женщина». Жители Верхнего Уймона рассказывали Н.К.Рериху: «Дед Атаманова и отец Огнёва ходили искать Беловодье. «Через Кокуши горы, через Богогорше, через Ергор –по особой тропе. А кто пути не знает, тот пропадёт в озёрах или в голодной степи. Бывает, что и беловодские люди выходят верхом на конях по особым ходам по Ергору. Также было, что женщина беловодская вышла давно уже. Ростом высокая, станом тонкая, лицо темнее, чем наши. Одета в долгую рубаху, как бы в сарафан». «Ликом строгая и темнее наших. Ходила по народу – помощь творила, а затем ушла назад в подземелье. Тоже приходила из Святой Страны». Подобные легенды Н.К.Рерих слышал не один раз. Ещё до посещения им Алтая караванщики Хотана рассказывали ему: «Вы слышите, какие пустые подземные переходы мы пересекаем? Через эти проходы люди, которые их знают, могут добраться до дальних стран.Давным-давно здесь жили люди, сейчас они ушли под землю…Только очень редко некоторые из них появляются снова на земле». Далее Николай Константинович пишет: «Я спросил их, можем ли мы тоже увидеть таких людей. И они ответили: «Да, если ваши мысли высоки и общаются с этими святыми людьми, потому что на земле только грешники, а чистые и мужественные уходят к чему-то более прекрасному». Так, в данной картине художник , знакомя нас с философской легендой, отобразил надежды на обновление мира, отобразил душу алтайского народа, живущего в суровых условиях выживания. Сам Н.К.Рерих писал: «Все мои картины прошли через мое воображение, прежде чем были запечатлены на полотне. Содержание их показывает характер полётов мысли. Мысль кристаллизуется в видимые плотные формы.» Обратим теперь внимание на цвет и оттенки гор. Почти половину по высоте картины занимают горы коричнево-красноватого оттенка, символизирующие земные, материальные мысли и действия; а вот на дальнем, более высоком плане горы имеют чистые синевато-голубоватые тона. Там чистота, возвышенность, божественность, благодать. Туда устремляются мыслями такие же встревоженные, озирающиеся люди, как эта молодая ждущая алтайская девушка. Неисповедимыми путями распространяется Учение… Многие знают, что картины Н.К.Рериха имеют целебное свойство. Некоторые доктора вешают их в комнаты своих пациентов. И как же может быть иначе, когда концепция их поднимает дух зрителя, а гармония красок действует успокаивающе на нервную систему, что уже является залогом исцеления, не говоря уже о тех эманациях чистого духовного устремления творца, которые наполняют их. Художник Н.К.Рерих в своих картинах использует новую ступень – ступень синтеза, сочетая чисто художественные задачи с творческой мыслью и прекрасною формою. Эстетическое наслаждение людей, созерцающих картины, соответственно расширяется, вмещая искусство во всей его полноте. Н.К.Рерих стремится овладеть шкалой света , комбинируя цвета спектра в видимых формах. Чтобы их воспроизвести и изобразить, надо удержать вибрации света в третьем глазу, усмотреть и удержать, чтобы потом воспроизвести. Каждая картина, созданная художником, и в том числе картина «Оттуда» представляет собою комбинацию известных красок, или их гармоническое сочетание, т.е. синтез. Чем краски гармоничнее, тем совершеннее их синтез. И, когда эта гармония достигает высокой степени совершенства, краски начинают светиться, или сиять. Художник, творя свои картины, вкладывает в них силу своих излучений, степень и характер которых зависят от силы его творческого огня. Эти наслоения сопровождают полотна и остаются с ними на всё время их существования, если огни, вложенные в них, достаточно стойкие. Воздействие таких аккумуляторов вибраций очень сильно. Можно представить себе, какова мощь великих произведений искусства, если созданы они при тесном объединении с Иерархией Света и если их творец сам является Иерархом высокой ступени. В настоящее время оригинал картины хранится в Музее Николая Рериха , в Нью-Йорке. Использованная литература: «Рерих Н.К. Описание картин» , составитель Карбовская Т.Ф.
|
© tambovrerich |